Еще раз об
экзамене
(Равноденствие
2003)
Что
ж такое экзамен? Апофеоз, кульминация, апогей учебного процесса, когда
студент
распираемый знаниями, наконец, выплескивает на экзаменатора россыпи,
фонтаны,
водопады формул, а тот═
обливаясь слезами═ млеет от
радости? Ничего подобного. Экзамен √ это неравная дуэль.
Вам
вручают пистоль с холостыми патронами и командуют √
сходитесь.
═Не люблю я эти минуты. Дышит и пыхтит над
ухом:
╚Вселенная
расширяется по закону Хаббла┘╩
Знаете почему экзаменатор и экзаменуемый всегда сидят как
друзья-однокурсники? То есть не лицами к друг
другу?
Нет, дело не в том, что развернутый ответ, списанный с учебника, пока
экзаменатор курил √ получается к верх ногами. Вся
штука в том, что палачу неприятно смотреть в глаза своей
жертве.
Не
тратьте время на понимание списанного с учебника материала. Все равно
экзаменатор не любит слушать билет. Постарайтесь проникнуть в душу педагога.
Он
мрачен и угрюм √ дайте ему пообедать. Экзаменатор должен быть сыт.═ Он весел и развязан √ не реагируйте на его
шутки. Такие обычно ставят на балл
меньше.
На
экзамене главное разобраться в ситуации. Есть всего лишь четыре комбинации
-
вы знаете
билет и его знает экзаменатор
-
вы не знаете билет, а
педагог в курсе
-
вы знаете.
а он - нет
-
вы оба не знаете, о чем
идет
речь.
Первый
вариант, как маловероятный не рассматриваем.
Второй
встречается═ чаще. Вы билет не знаете,
но
имеете представление, откуда его списать. Постарайтесь, писать мелко и
неряшливо, - экзаменаторы, как правило, ничего толком не видят. Но не на столько неряшливо, чтобы самим не
запутаться.
Черновик
удобно положить на очки преподавателя, и пока тот будет искать их,
начинайте.
Старайтесь
говорить быстро и весело, без пауз. Главное не дать экзаменатору вставить
слово
или придумать дополнительный вопрос. Не давайте ему опомнится. Позволительно
допускать мелкие ошибки, например, неправильно ставя ударения или коверкая
окончания
Характерные
примеры:
Ангстрем
вместо Ангстрема
Постоянная Планки
КатАлог вместо КаталОга
И
т.д.
Нужно
утопить экзаменатора в мелочах.
Не
отрываясь от черновика, старайтесь боковым зрением, следить за мимикой
преподавателя. Этим, во-первых, вы даете понять ему, что знаете об
астрономической эффективности бокового зрения, а во-вторых, держите пульс на
ходе событий. Если экзаменатор начинает позевывать, это полный успех. Он уже
решил, что Вам поставит═ и именно то,
что
вы хотите. Наоборот внимательный вдумчивый взгляд педагога должен Вас
насторожить. Он уже что-то заметил, но еще раздумывает. Скорее всего, он
пытается
вспомнить, где его очки. Попробуйте сделать паузу, а потом внезапно,
спихните═ очки на пол.
Он
оценит ваше благородство желаемым росчерком в зачетке.
Третий
случай почти безвыходный. Это═ даже не
дуэль, это русская рулетка. Только теперь в вашем пистолете патроны
настоящие.
Вариант невежественного лектора распознается незамедлительно по особому,
гробовому его молчанию с его же лицом каменного гостя. Экзаменатор, надувает
щеки, косит под профессора и ждет в словах подопечного хоть одного знакомого
понятия.═ Не верьте этим одобрительным покачиваниям
головы, мол правильно, правильно, продолжайте в том
же
духе. Удав ждет знакомого словечка. Не дай Бог вам проговориться, и на вас
обрушится фонтан непередаваемой чуши, состоящей из обрывочных, услышанных
еще в
его студенческую пору, давно устаревших знаний. Дальше дело вашей совести и
тощего студенческого кошелька. Хотите получать стипендию, смело идите на
сделку
с совестью.
Совесть
никуда не денется, вы еще отыграетесь на будущих студентах.
══
═ Четвертый случай самый распространенный. В
ситуации обоюдного невежества на первый план выходит психология.
Постарайтесь
определить √ знает ли он, что вы знаете, что он знает, что вы и он ничего не
знаете. Если это ваш лектор √ нет проблем. Его характер вам известен.═══ Постарайтесь излагать очень простые
истины,
например:
Вселенная
расширяется
Солнце
светит
Планеты
отражают
Не
касайтесь темы билета. Применяйте мычащие междометия и ни к чему не
обязывающие
слова типа:
Как
бы, мнэ┘, грм┘
Получится
Вселенная
как бы расширяется, мнэ┘,
звезды
типа светят,
а
планеты грм┘ как бы отражают
Если
на лице экзаменатора проступит некое сомнение в подлинности этих простых
истин,
попробуйте другие сочетания
Вселенная
как бы отражает
Солнце
типа расширяется
А
планеты как бы светят
Наверняка
педагог задумается над первым посылом. Что может отражать Вселенная, хотя бы
и
╚как бы╩? Ведь кроме Вселенной ничего нет. С другой стороны есть какие-то
пятые
и десятые измерения, и из них что-то может отражаться в нашей Вселенной. Да
именно, так и надо сказать Вселенная √ НАША, брат, экзаменатор, земеля, вишь как оно,
повернулось
в натуре. Пробудите в нем чувство братства и ответственности за наш большой
дом. Мы должны беречь друга друга.
Солнце,
конечно, расширяется, иначе, как оно станет красным гигантом, о чем вы оба
читали в фантастическом романе Герберта Уэлса
╚Машина
времени╩.
Ну
и совсем очевидно, что планеты только как бы светят.
Если
в аудитории появились молодые аспиранты или ассистенты, не спешите отдаться
в
их объятия. С одной стороны, они еще кое-что помнят, а с другой - у них не
достаточно опыта, чтобы не замечать вашего невежества.
Если
вы лицо противоположного пола √ не старайтесь строить глазки и томно
опускать
ресницы. В противном случае, экзамен превратится изнурительную долгую пытку.
Если Вы видите, что лектор забыл √ светят ли планеты или как бы отражают,
дайте
пару наводящих подсказок, но ни в коем случае ни о чем не спрашивайте. Не
ставьте преподавателя в безвыходное положение.
═И тогда экзамен станет апофеозом,
кульминацией, апогеем учебного процесса, когда студент распираемый знаниями,
наконец, выплескивает на экзаменатора россыпи, фонтаны, водопады формул, а
тот═ обливаясь
слезами═ млеет от
радости.