В.М.Липунов

 

Равноденствие 2003

 

Еще раз об экзамене

 

(Равноденствие 2003)

 

 

Что ж такое экзамен? Апофеоз, кульминация, апогей учебного процесса, когда студент распираемый знаниями, наконец, выплескивает на экзаменатора россыпи, фонтаны, водопады формул, а тотобливаясь слезамимлеет от радости? Ничего подобного. Экзамен √ это неравная дуэль.

 

Вам вручают пистоль с холостыми патронами и командуют √ сходитесь.

 

 

Не люблю я эти минуты. Дышит и пыхтит над ухом:

 

╚Вселенная расширяется по закону Хаббла┘╩

 

 

Знаете почему экзаменатор и экзаменуемый всегда сидят как друзья-однокурсники? То есть не лицами к друг другу? Нет, дело не в том, что развернутый ответ, списанный с учебника, пока экзаменатор курил √ получается к верх ногами. Вся штука в том, что палачу неприятно смотреть в глаза своей жертве.

 

Не тратьте время на понимание списанного с учебника материала. Все равно экзаменатор не любит слушать билет. Постарайтесь проникнуть в душу педагога. Он мрачен и угрюм √ дайте ему пообедать. Экзаменатор должен быть сыт.Он весел и развязан √ не реагируйте на его шутки. Такие обычно ставят на балл меньше.

 

На экзамене главное разобраться в ситуации. Есть всего лишь четыре комбинации

 

-       вы знаете билет и его знает экзаменатор

-       вы не знаете билет, а педагог в курсе

-       вы знаете. а он - нет

-       вы оба не знаете, о чем идет речь.

 

 

Первый вариант, как маловероятный не рассматриваем.

 

Второй встречаетсячаще. Вы билет не знаете, но имеете представление, откуда его списать. Постарайтесь, писать мелко и неряшливо, - экзаменаторы, как правило, ничего толком не видят. Но не на столько неряшливо, чтобы самим не запутаться.

 

Черновик удобно положить на очки преподавателя, и пока тот будет искать их, начинайте.

 

Старайтесь говорить быстро и весело, без пауз. Главное не дать экзаменатору вставить слово или придумать дополнительный вопрос. Не давайте ему опомнится. Позволительно допускать мелкие ошибки, например, неправильно ставя ударения или коверкая окончания

Характерные примеры:

 

Ангстрем вместо Ангстрема

Постоянная Планки

КатАлог вместо КаталОга

 

И т.д.

 

Нужно утопить экзаменатора в мелочах.

 

Не отрываясь от черновика, старайтесь боковым зрением, следить за мимикой преподавателя. Этим, во-первых, вы даете понять ему, что знаете об астрономической эффективности бокового зрения, а во-вторых, держите пульс на ходе событий. Если экзаменатор начинает позевывать, это полный успех. Он уже решил, что Вам поставити именно то, что вы хотите. Наоборот внимательный вдумчивый взгляд педагога должен Вас насторожить. Он уже что-то заметил, но еще раздумывает. Скорее всего, он пытается вспомнить, где его очки. Попробуйте сделать паузу, а потом внезапно, спихнитеочки на пол.

Он оценит ваше благородство желаемым росчерком в зачетке.

 

 

Третий случай почти безвыходный. Этодаже не дуэль, это русская рулетка. Только теперь в вашем пистолете патроны настоящие. Вариант невежественного лектора распознается незамедлительно по особому, гробовому его молчанию с его же лицом каменного гостя. Экзаменатор, надувает щеки, косит под профессора и ждет в словах подопечного хоть одного знакомого понятия.Не верьте этим одобрительным покачиваниям головы, мол правильно, правильно, продолжайте в том же духе. Удав ждет знакомого словечка. Не дай Бог вам проговориться, и на вас обрушится фонтан непередаваемой чуши, состоящей из обрывочных, услышанных еще в его студенческую пору, давно устаревших знаний. Дальше дело вашей совести и тощего студенческого кошелька. Хотите получать стипендию, смело идите на сделку с совестью.

Совесть никуда не денется, вы еще отыграетесь на будущих студентах.

══

 

 

Четвертый случай самый распространенный. В ситуации обоюдного невежества на первый план выходит психология. Постарайтесь определить √ знает ли он, что вы знаете, что он знает, что вы и он ничего не знаете. Если это ваш лектор √ нет проблем. Его характер вам известен.═══ Постарайтесь излагать очень простые истины, например:

 

Вселенная расширяется

Солнце светит

Планеты отражают

 

Не касайтесь темы билета. Применяйте мычащие междометия и ни к чему не обязывающие слова типа:

 

Как бы, мнэ┘, грм

 

Получится

 

Вселенная как бы расширяется, мнэ┘,

звезды типа светят,

а планеты грм┘ как бы отражают

 

Если на лице экзаменатора проступит некое сомнение в подлинности этих простых истин, попробуйте другие сочетания

 

Вселенная как бы отражает

Солнце типа расширяется

А планеты как бы светят

 

Наверняка педагог задумается над первым посылом. Что может отражать Вселенная, хотя бы и ╚как бы╩? Ведь кроме Вселенной ничего нет. С другой стороны есть какие-то пятые и десятые измерения, и из них что-то может отражаться в нашей Вселенной. Да именно, так и надо сказать Вселенная √ НАША, брат, экзаменатор, земеля, вишь как оно, повернулось в натуре. Пробудите в нем чувство братства и ответственности за наш большой дом. Мы должны беречь друга друга.

 

Солнце, конечно, расширяется, иначе, как оно станет красным гигантом, о чем вы оба читали в фантастическом романе Герберта Уэлса ╚Машина времени╩.

 

Ну и совсем очевидно, что планеты только как бы светят.

 

Если в аудитории появились молодые аспиранты или ассистенты, не спешите отдаться в их объятия. С одной стороны, они еще кое-что помнят, а с другой - у них не достаточно опыта, чтобы не замечать вашего невежества.

 

Если вы лицо противоположного пола √ не старайтесь строить глазки и томно опускать ресницы. В противном случае, экзамен превратится изнурительную долгую пытку. Если Вы видите, что лектор забыл √ светят ли планеты или как бы отражают, дайте пару наводящих подсказок, но ни в коем случае ни о чем не спрашивайте. Не ставьте преподавателя в безвыходное положение.

 

И тогда экзамен станет апофеозом, кульминацией, апогеем учебного процесса, когда студент распираемый знаниями, наконец, выплескивает на экзаменатора россыпи, фонтаны, водопады формул, а тотобливаясь слезамимлеет от радости.