Paris) *1 у Виктора Гюго в честь рождения французского до-
фина, в Париже, при Людовике XI, в зале ратуши дается
назидательное и даровое представление народу под на-
званием: (Le bon jugement de la tres sainte et gracieuse Vier-
ge Marie) *2,где и является Она сама лично и произносит
свой bonjugement *3. У нас в Москве, в допетровскую стари-
ну, такие же почти драматические представления, из Вет-
хого завета особенно, тоже совершались по временам; но,
кроме драматических представлений, по всему миру хо-
дило тогда много повестей и (стихов), в которых действо-
вали по надобности святые, ангелы и вся сила небесная. У
нас по монастырям занимались тоже переводами, списы-
ванием и даже сочинением таких поэм, да еще когда - в та-
тарщину. Есть, например, одна монастырская поэмка (ко-
нечно, с греческого): (Хождение Богородицы по мукам), с
картинами и со смелостью не ниже дантовских, Богома-
терь посещает ад, и руководит ее (по мукам) архангел Ми-
хаил. Она видит грешников и мучения их. Там есть, между
прочим, один презанимательный разряд грешников в го-
рящем озере: которые из них погружаются в это озеро так,
что уж и выплыть более не могут, то (тех уже забывает ■
Бог) - выражение чрезвычайной глубины и силы. И вот,
пораженная и плачущая Богоматерь падает пред престо-
лом Божиим и просит всем во аде помилования, всем, кото-
рых Она видела там, без различия. Разговор ее с Богом ко-
лоссально интересен. Она умоляет, Она не отходит, и ког-
да Бог указывает Ей на прогвожденные руки и ноги Ее Сы-
на и спрашивает: как Я прощу Его мучителей,- то Она ве-
лит всем святым, всем мученикам, всем ангелам и арханге-
лам пасть вместе с Нею и молить о помиловании всех без
разбора. Кончается тем, что Она вымаливает у Бога оста-
новку мук на всякий год от великой пятницы до Троицына
дня, а грешники из ада тут же благодарят Господа и во-
пиют к Нему: (Прав Ты, Господи, что так судил). Ну вот и
моя поэмка была бы в том же роде, если б явилась в то вре-
мя. У меня на сцене является Он; правда, Он ничего и не
говорит в поэме, а только появляется и проходит. Пятнад-
цать веков уже минуло тому, как Он дал обетование прий-
ти во царствии своем, пятнадцать веков, как пророк Его
написал: (Се гряду скоро). (O дне же сем и часе не знает
даже и Сын,токмо лишь Отец Мой небесный), как изрек
Он и сам еще на земле. Но человечество ждет его с преж-
нею верой и с прежним умилением. О, с большею даже ве-
рой, ибо пятнадцать веков уже минуло с тех пор, как пре-
кратились залоги с небес человеку:

(Собор Парижской Богоматери) (фр.).*2
(Милосердный суд пресвятой и всемилостивой Девы Ма-

рии) (фр.).*3
Милосердный суд (фр.).