все, что есть необычайного, гадательного и неопределен-
ного, взял все, что было не по силам людей, а потому посту-
пил как бы и не любя их вовсе,- и это кто же: Тот, Который
пришел отдать за них жизнь Свою! Вместо того чтобы ов-
ладеть людскою свободой, Ты умножил ее и обременил ее
мучениями душевное царство человека вовеки. Ты возже-
лал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он
за Тобою, прельщенный и плененный Тобою. Вместо твер-
дого древнего закона - свободным сердцем должен был
человек решать впредь сам, что добро и то зло, имея лишь
в руководстве Твой образ пред собою,- но неужели Ты не
подумал, что он отвергнет же наконец и оспорит даже и
Твой образ и Твою правду, если его угнетут таким страш-
ным бременем, как свобода выбора? Они воскликнут нако-
нец, что правда не в Тебе, ибо невозможно было оставить
их в смятении и мучении более, чем сделал Ты, оставив им
столько забот и неразрешимых задач. Таким образом, Сам
ты и положил основание к разрушению своего же царства
и не вини никого в этом более. А между тем то ли предлага-
лось Тебе? Есть три силы, единственные три силы на земле,
могущие навеки победить и пленить совесть этих слабо-
сильных бунтовщиков, для их счастия,- эти силы: чудо,
тайна и авторитет. Ты отверг и то, и другое, и третье и Сам
подал пример тому. Когда страшный и премудрый дух по-
ставил Тебя на вершине храма и сказал Тебе: (Если хо-
чешь узнать, Сын ли ты божий, то верзись вниз, ибо сказано
про Того, что ангелы подхватят и понесут Его, и не упадет
и не расшибется, и узнаешь тогда, Сын ли Ты Божий, и до-
кажешь тогда, какова вера Твоя в отца Твоего), но Ты, вы-
слушав, отверг предложение и не поддался и не бросился
вниз. О, конечно, Ты поступил тут гордо и великолепно,
как Бог, но люди-то, но слабое бунтующее племя это -
они-то боги ли? О, Ты понял тогда, что, сделав лишь шаг,
лишь движение броситься вниз, Ты тотчас бы и искусил
господа, и веру в него всю потерял, и разбился бы о землю,
которую спасать пришел, и возрадовался бы умный дух,
искушавший Тебя. Но, повторяю, много ли таких, как Ты?
И неужели Ты в самом деле мог допустить хоть минуту, что
и людям будет под силу подобное искушение? Так ли со-
здана природа человеческая, чтоб отвергнуть чудо и в та-
кие страшные моменты жизни, моменты самых страшных
основных и мучительных душевных вопросов своих оста-
ваться лишь со свободным решением сердца? О, Ты знал,
что подвиг Твой сохранится в книгах, достигнет глубины
времен и последних пределов земли, и понадеялся, что,
следуя Тебе, и человек останется с Богом, не нуждаясь в
чуде. Но Ты не знал, что чуть лишь человек отвергнет чу-
до, то тотчас отвергнет и Бога, ибо человек ищет не столь-
ко Бога, сколько чудес. И так как человек оставаться без
чуда не в силах, то насоздает себе новых чудес, уже соб-
ственных, и поклонится уже знахарскому чуду, бабьему