колдовству, хотя бы он сто раз был бунтовщиком, ерети-
ком и безбожником. Ты не сошел со креста, когда кричали
Тебе, издеваясь и дразня Тебя: (Сойди со креста и уверуем,
что это Ты). Ты не сошел потому, что опять-таки не захо-
тел поработить человека чудом и жаждал свободной веры,
а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских
восторгов невольника пред могуществом, раз навсегда его
ужаснувшим. Но и тут Ты судил о людях слишком высоко,
ибо, конечно, они невольники, хотя и созданы бунтовщи-
ками. Озрись и суди, вот прошло пятнадцать веков, поди
посмотри на них: кого Ты вознес до себя? Клянусь, чело-
век слабее и ниже создан, чем Ты о нем думал! Может ли,
может ли он исполнить то, что и Ты? Столь уважая его, Ты
поступил, как бы перестав ему сострадать, потому что
слишком много от него и потребовал,- и это кто же, Тот,
Который возлюбил его более самого Себя! Уважая его ме-
нее, менее бы от него и потребовал, а это было бы ближе к
любви, ибо легче была бы ноша его. Он слаб и подл. Что в
том, что он теперь повсеместно бунтует против нашей
власти и гордится, что он бунтует? Это гордость ребенка и
школьника. Это маленькие дети, взбунтовавшиеся в классе
и выгнавшие учителя. Но придет конец и восторгу ребяти-
шек, он будет дорого стоить им. Они ниспровергнут хра-
мы и зальют кровью землю. Но догадаются наконец глу-
пые дети, что хоть они и бунтовщики, но бунтовщики сла-
босильные, собственного бунта своего не выдерживаю-
щие. Обливаясь глупыми слезами своими, они сознаются
наконец, что создавший их бунтовщиками, без сомнения,
хотел посмеяться над ними. Скажут это они в отчаянии, и
сказанное ими будет богохульством, от которого они ста-
нут еще несчастнее, ибо природа человеческая не выносит
богохульства и в конце концов сама же всегда и отмстит за
него. Итак, неспокойство, смятение и несчастие - вот те-
перешний удел людей после того, как Ты столь претерпел
за свободу их! Великий пророк Твой в видении и в иноска-
зании говорит, что видел всех участников первого воскре-
сения и что было их из каждого колена по двенадцати ты-
сяч. Но если было их столько, то были и они как бы не лю-
ди, а боги. Они вытерпели крест Твой, они вытерпели де-
сятки лет голодной и нагой пустыни, питаясь акридами и
кореньями,- и уж, конечно, Ты можешь с гордостью ука-
зать на этих детей свободы, свободной любви, свободной и
великолепной жертвы их во имя Твое. Но вспомни, что их
было всего только несколько тысяч, да и то богов, а осталь-
ные? И чем виноваты остальные слабые люди, что не могли
вытерпеть того, что могучие? Чем виновата слабая душа,
что не в силах вместить столь страшных даров? Да неужто
же и впрямь приходил Ты лишь к избранным и для избран-
ных? Но если так, то тут тайна, и нам не понять ее. А если
тайна, то и мы вправе были проповедовать тайну и учить
их, что не свободное решение. сердец их важно и не лю-