бовь, а тайна, которой они повиноваться должны слепо,
даже мимо их совести. Так мы и сделали. Мы исправили
подвиг Твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И
люди обрадовались, что их вновь повели как стадо и что с
сердец их снят наконец столь страшный дар, принесший
им столько муки. Правы мы были, уча и делая так, скажи?
Неужели мы не любили человечества, столь смиренно со-
знав его бессилие, с любовью облегчив его ношу и разре-
шив слабосильной природе его хотя бы и грех, но с нашего
позволения? К чему же теперь пришел нам мешать? И что
Ты молча и проникновенно глядишь на меня кроткими гла-
зами своими? Рассердись, я не хочу любви Твоей, потому
что сам не люблю Тебя. И что мне скрывать от Тебя? Или я
не знаю, с кем говорю? То, что имею сказать Тебе, все Тебе
уже известно, я читаю это в глазах Твоих. И я ли скрою от
Тебя тайну нашу? Может быть, Ты именно хочешь услы-
шать ее из уст моих, слушай же: мы не с Тобой, а с ним, вот
наша тайна! Мы давно уже не с Тобой, а с ним, уже восемь
веков. Ровно восемь веков назад как мы взяли от него то,
что Ты с негодованием отверг, тот последний дар, кото-
рый он предлагал Тебе, показав Тебе все царства земные:
мы взяли от него Рим и меч Кесаря и объявили лишь себя
царями земными, царями едиными, хотя и доныне не успе-
ли еще привести наше дело к полному окончанию. Но кто
виноват? О, дело это до сих пор лишь в начале, но оно на-
чалось. Долго еще ждать завершения его, и еще много вы-
страдает земля, но мы достигнем и будем кесарями и тогда
уже помыслим о всемирном счастии людей. А между тем
Ты бы мог еще и тогда взять меч Кесаря. Зачем Ты отверг
этот последний дар? Приняв тот третий совет могучего
духа, Ты восполнил бы все, чего ищет человек на земле, то
есть: пред кем преклониться, кому вручить совесть и ка-
ким образом соединиться наконец всем в бесспорный об-
щий и согласный муравейник, ибо потребность всемирно-
го соединения есть третье и последнее мучение людей.
Всегда человечество в целом своем стремилось устроить-
ся непременно всемирно. Много было великих народов с
великою историей, но чем выше были эти народы, тем бы-
ли и несчастнее, ибо сильнее других сознавали потреб-
ность всемирности соединения людей. Великие завоевате-
ли, Тимуры и Чингис-ханы, пролетели как вихрь по земле,
стремясь завоевать вселенную, но и те, хотя и бессозна-
тельно, выразили ту же самую великую потребность чело-
вечества ко всемирному и всеобщему единению. Приняв
мир и порфиру Кесаря, основал бы всемирное царство и
дал всемирный покой. Ибо кому же владеть людьми как не
тем, которые владеют их совестью и в чьих руках хлебы
их. Мы и взяли меч Кесаря, а взяв его, конечно, отвергли
Тебя и пошли за ним. О, пройдут еще века бесчинства сво-
бодного ума, их науки и антропофагии, потому что, начав
возводить свою Вавилонскую башню без нас, они кончат