Твоему, на котором сожгу Тебя за то, что пришел нам ме-
шать. Ибо если был кто всех более заслужил наш костер, то
это Ты. Завтра сожгу тебя. Dixi *1).
Иван остановился. Он разгорячился, говоря, и говорил
с увлечением; когда же кончил, то вдруг улыбнулся.
Алеша, все слушавший его молча, под конец же, в чрез-
вычайном волнении, много раз пытавшийся перебить речь
брата, но видимо себя сдерживавший, вдруг заговорил,
точно сорвался с места.
- Но... это нелепость! - вскричал он, краснея.- Поэма
твоя есть хвала Иисусу, а не хула... как ты хотел того. И кто
тебе поверит о свободе? Так ли, так ли надо ее понимать!
То ли понятие в православии... Это Рим, да и Рим не весь,
это неправда - это худшие из католичества, инквизиторы,
иезуиты! .. Да и совсем не может быть такого фантастиче-
ского лица, как твой инквизитор. Какие это грехи людей,
взятые на себя? Какие это носители тайны, взявшие на себя
какое-то проклятие для счастия людей? Когда они вида-
ны? Мы знаем иезуитов, про них говорят дурно, но то ли
они, что у тебя? Совсем они не то, вовсе не то... Они просто
римская армия для будущего всемирного земного царства,
с императором - римским первосвященником во главе...
вот их идеал, но безо всяких тайн и возвышенной грусти...
Самое простое желание власти, земных грязных благ, по-
рабощения... вроде будущего крепостного права, с тем что
они станут помещиками... вот и все у них. Они и в Бога не
веруют, может быть. Твой страдающий инквизитор одна
фантазия...
- Да стой, стой,- смеялся Иван,- как ты разгорячился.
Фантазия, говоришь ты, пусть! Конечно, фантазия. Но по-
зволь, однако: неужели ты в самом деле думаешь, что все
это католическое движение последних веков есть и в са-
мом деле одно лишь желание власти для одних только
грязных благ? Уж не отец ли Паисий так тебя учит?
- Нет, нет, напротив, отец Паисий говорил однажды
что-то вроде даже твоего... но, конечно, не то, совсем не
то,- спохватился вдруг Алеша.
- Драгоценное, однако же, сведение, несмотря на
твое: (совсем не то). Я именно спрашиваю тебя, почему
твои иезуиты и инквизиторы совокупились для одних
только материальных скверных благ? Почему среди них не
может случиться ни одного страдальца, мучимого вели-
кою скорбью и любящего человечество? Видишь: предпо-
ложи, что нашелся хотя один из всех этих желающих од-
них только материальных и грязных благ - хоть один толь-
ко такой, как мой старик инквизитор, который сам ел ко-
ренья в пустыне и бесновался, побеждая плоть свою, чтобы
сделать себя свободным и совершенным, но однако же,
всю жизнь свою любивший человечество и вдруг прозрев-

Так я сказал (лат.).