Целое называется механическим, если отдельные элементы
jio соединены только в пространстве и времени внешней связью, а не проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с дру гом, но в себе они чужды друг другу.Три области человеческой культуры
— наука, искусство i жизнь—обретают единство только в личности, которая приоб щает их к своему единству. Но связь эта может стать механи ческой, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество человек уходит на время из “житейского волненья” как в другой мир “вдохновенья, звуков сладких и молитв”. Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за .жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. “Да и где нам,—говорит жизнь,—то—искусство, а у нас житейская проза”.Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно.
Hei между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и поня^ в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь ответ-
•ственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга
•в единстве вины и ответственности.
И нечего для оправдания безответственности ссылаться на “вдохновенье”. Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье, а одержание. Правильный не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым
,.в единстве моей ответственности.