Гипотезы, дискуссии, предложения
Научно открываемый Бог
в.
м.
липунов,
доктор физико-математических наук
ГАИШ
Великое молчание Вселенной или отсутствие Космических чудес находится очевидном
противоречии с быстрым развитием нашей цивилизации. Но самое поразительное, что
оба эти явления
'
и по отдельности находятся в вопиющем противоречии с «материалистическим
здравым смыслом» и должны рассматриваться как самое настоящее Космическое
Чудо. В этом состоит основной кризис современного естествознания, выходом из
которого может быть признание существования Cверхразума или научно открываемого
Бога.
О ЧЕМ ЭТА CТАТЬЯ
Я попытаюсь говорить о важнейшей проблеме современного естествознания,--
проблеме, несомненно не менее важной, чем открытие черных дыр, создание теории
великого объединения
(ТВО)
или создание искусственного интеллекта. Более того, на мой взгляд, она не
только глубже и сложнее, но и несравненно актуальнее. Действительно: если под
актуальностью понимать наличие некоего необъясненного явления, противоречащего
существующим научным взглядам, то решение перечисленных выше сверхмодных (без
всякой иронии) проблем в настоящий момент не обусловлено (и судя по всему,
в обозримом
будущем не будут вызваны) жесткой экспериментальной необходимостью. Cейчас, по
крайней мере в физике (от физики низких температур до астрофизики), нет ни
одного экспериментального факта, требующего создания теории великого
объединения. Нет своего опыта, аналогичного опыту
Май-кельсона-Морли,
потребовавшего нового представления о пространстве и времени. Такой
эксперимент не скоро появится (в частности, для проверки ТВО необходимы
ускорители с энергией 10
^
эВ,
которые вряд ли появятся в следующем веке). Единственным экспериментальным
материалом остается наша Вселенная, с чем, собственно говоря, и св
язано
появление (в огромной
степени благодаря усилиям Я. Б, Зельдовича и его школы) новой отрасли физики --
космомикрофи-зики.
Но здесь мы впервые за всю историю естествознания сталкиваемся с
невоспроизводимым экспериментом. Вселенных мы имеем в количестве одна штука.
Тем не менее, на эти работы во всем мире выделяются огромные (относительно)
государственные и частные деньги. Выделяются и, слава Богу, пусть выделяются, и
пусть побольше. Прошу читателя понять меня правильно и не рассматривать эту
статью как
.попытку
способствовать привлечению куда-либо или отвлечению от чего-либо каких-нибудь,
хоть малых, средств, Я просто пытаюсь рассуждать о самом
37
важном, а самое важное -- это то, что наиболее интересно, и, заметьте, как
правило, самые важные в науке открытия делались во
внерабочее
время в патентных бюро или между расчетами объема винных бочек или
урожайности пшеницы. Более того, я не буду стараться писать просто и уж очень
популярно-полемически, чтобы люди, от которых зависит дать или не дать денег,
.не
очень-то поняли, о чем идет речь. Я просто делюсь своими соображениями с теми,
кому это может быть интересно.
Итак, я хочу сказать, что в современном естествознании есть совершенно
непонятный и парадоксальный экспериментальный факт, находящийся в вопиющем
противоречии со всеми современными ортодоксальными представлениями о
мире,-- это факт отсутствия сверхцивилизаций или факт «Молчания
Вселенной»
,
факт, открытый и понятый, конечно, не сейчас. Особенно остро он был осмыслен в
посмертной статье И. C. Шкловского (Земля и Вселенная, 1985, ¹ 3, с.
76), которая оказалась практически гласом вопиющего в пустыне (кажется, она до
сих пор совершенно неизвестна на Западе). Вообще, сам интерес Шкловского к
проблеме Внеземного Разума и особенно эволюция его взглядов на эту проблему (от
оптимистического поиска «иголки в стоге сена» к задаче о «шиле в
мешке») весьма поучительны. Но поучи-
тельно и то, как молчаливо научная общественность (тоже странный парадокс:
«Молчание научной общественности») обошла изложенные там идеи. И это
в те времена, когда его статья шла со страшным скрипом и когда был так велик
интерес ко всему запрещенному или полузапрещенному. Ну, а если еще подумать,
так ли это уж удивит
ельно?
Ведь жило человечество
'
вполне нормально две тысячи лет, вопреки явному несоответствию видимого
движения планет и теории эпициклов и деферентов. Кроме того, есть всегда
определенный риск «замараться» в такой изъезженной графоманами,
тарелочниками и просто непрофессиональными людьми области, как Внеземной
Разум.
ПАРАДОКC
ФЕРМИ
На меня огромное впечатление произвела упомянутая статья И. C. Шкловского,
написанная, как всегда, ясным, остроумным языком. В ней, с присущим ему
популяризаторским талантом, Шкловский сформулировал мучившую его всю жизнь
проблему Внеземного Разума. Но самое удивительное, что, пройдя 1 путь от
раннего романтизма шестидесятых (искусственное происхождение
Фобоса
и
Деймоса)
через более реалистическую концепцию единственности жизни во Вселенной
(отсутствие
'
космических чудес), на 1 которой так и остановилась западная мысль по
сей день, он пришел к заключению, которое могло быть получено еще до начала
космической эры и программ поиска внеземных цивилизаций!
Под впечатлением этой статьи я написал заметку в «Астрономический
журнал» (1988, т. 65, с. 433), где, наряду с некоторой простой оценкой
вероятности контакта, буквально в одном абзаце попытался сформулировать
строго научную «постановку задачи». В сущности, все сводится к
парадоксу
Ферми,
который на современном языке выглядит так.
Мы имеем два наблюдательных или, если угодно, экспериментальных факта: 1)
возраст Вселенной
Т
=
10
'°
лет, 2) характерное время
+
экспоненциального развития нашей цивилизации исчисляется десятками лет. Для
простоты примем безусловно завышенную величину
+
=
100 лет. Возникает гигантское безразмерное число, характеризующее рост
технологической цивилизации за время существования Вселенной:
К
=
ехр(Т/
+)»
10^°°°«»
(!)
C такими большими безразмерными числами теоретическая физика никогда не
сталкивалась. Например, полное число элементарных частиц во Вселенной выглядит
просто смехотворно
ма^ым
--10
^.
Не говоря уже ничего более, такое число должно насторожить любого
здравомыслящего теоретика (на своем опыте общения знаю, что на
са-
1
мом
деле это далеко не так -- видно теоретики теряют свое здравомыслие за
определенной чертой).
ферми
просто воскликнул: «Если есть где-либо цивилизации, то их космические
корабли давно уже в Cолнечной системе» (не ручаюсь за точность цитаты).
Конечно, ведь это число настолько велико, что всякие неизвестные промежуточные
коэффициенты не могут быть важны. Например, можно утверждать, что вероятность
отсутствия «Космических Чудес» в нашей Вселенной просто равна 10
-"°»°»°,
т.
е.
равна нулю! Тем не менее, их никто не обнаружил даже после 20 лет поиска --
наоборот, обнаружилось В
еликое
Молчание Вселенной. Мир без чудес невероятен, но он существует -- вот в чем
парадокс...
ОТ ИОCИФА ШКЛОВCКОГО К ДЖОРДАНО
БРУНО
И ОБРАТНО
Как разрешить парадокс ферми в рамках современного научного подхода? В
середине семидесятых годов Шкловский сформулировал концепцию Космического
Чуда как результат деятельности сверхцивилизаций и предложил идею
единственности нашей цивилизации во всей огромной Вселенной. Раз
не^
Космических Чудес и Вселенная молчит, то, значит, и нет никакого внешнего
Разума. Cтрашная это была мысль, в особенности для человека, искавшего
искусственные корни внутри спутников Марса. Но и для человечества все
обстояло не лучше. Рухнула одна из самых оптимистических человеческих идей о
множественности миров. Как сказал однажды в другой связи Я. Б.
Зельдович: «За что сгорел Джордано
Бруно?»
Но так ли уж естественна гипотеза единственности земной цивилизации? Да нет,
конечно. Эта гипотеза сама находится в вопиющем противоречии с наблюдаемой
однородностью и изотропией Вселенной, установленной благодаря открытию
реликтового излучения. Представляется маловероятным в
озникновение
лишь одной цивилизации в целом однородной и изотропной Вселенной, в ничем
не примечательной галактике вблизи обычной желтой звезды. В нашей Галактике
таких звезд миллиарды. А самих галактик еще больше. Вероятность эта все-таки не
столь мала и не идет ни в какое сра
внение
с парадоксом
Ферми,
и, конечно, встает вопрос о количестве планетных систем и всплывает известная
формула Дрейка, но все-таки гипотеза единственности опять возвращает нас на
антропоцентрическую точку зрения, от которой физика всегда старается
быть подальше. Кроме того, как мы увидим дальше, в свете парадокса Циолковского
эта идея и сопутствующие ей расчеты вероятности возникновения жизни попросту
теряют актуальность.
40
Вот и сам Шкловский в последней своей статье отказывается от идеи уникальности
и выдвигает еще более неутешительную гипот
езу
«тупиковой ветви». Глядя на приведенную выше формулу, замечаешь, что
единственная возможность как-то избавиться от этого гигантского числа --
предположить, что время жизни экспоненциальной стадии развития цивилизации
много меньше времени жизни Вселенной. Другими словами, Молчание Вселенной можно
объяснить, предположив, что технологические
,
сверхцивилизации попросту не возникают. Почему? Возможны два ответа: из-за
потери интереса к технологическому развитию или гибели. Шкловский выбирает, и,
замечу, не без оснований (ведь пока не видно и конца технологическому
развитию), второй вариант. Ведь известно, как пишет Шкловский, что наша
Земля является в сущности кладбищем видов: по оценкам биологов с начала
возникновения жизни на Земле
проэво-люционировало
около одного миллиарда видов, а сейчас их всего два миллиона. Не есть ли и
разум некоторой гипертрофированной (как масса тела у динозавров) функцией,
ведущей к неизбежной гибели? Но тогда разум -- это всего лишь неудачное
изобретение природы, тупиковая ветвь. Какова конкретная причина гибели? Атомная
война, экологическая катастрофа? Вряд ли. Ясно, что при всем возможном
многообразии «местных» условий и специфик, гибель разных цивилизаций
должна происходить по одной универсальной причине. По какой? Интересная
возможность обсуждается
Вл.
Хлумовым
(Cм. Земля и Вселенная, 1987, ¹ 1, с. 95). Универсальная причина гибели
Разума во Вселенной может быть связана с потерей его основной функции --
функции познания. Вот» как выглядят его аргументы.
ПРОCТАЯ ВCЕЛЕННАЯ «Мир устроен просто,
ведь его создал Господь
Бог. Какой смысл изобретать
сложное, если можно сделать простое».
Вл.
Хлумов
«Вопр
еки»
Что есть разум или разумная жизнь? В чем цель ее появления среди неживой и
живой природы? Нет смысла вдаваться в подробное обсуждение этих вопросов.
Достаточно ограничиться следующим простым тезисом: разумная жизнь
характеризуется стремлением понять и объяснить происходящие вокруг явления.
Важно, что возникающие при этом интерес и любопытство весьма неустойчивы.
Интерес к понятому явлению пропадает практически мгновенно. Открыв какой-либо
закон природы, мы начинаем искать новые явления, не
под-
чиняющиеся ему. Никакие самые «интересные практические приложения»
старых законов не могут заменить поиска новых. Всевозможные частные
случан,
новые режимы, оригинальные подходы, как бы они ни были заманчивы,-- все это
бледная тень настоящего процесса познания. Разум чахн
ет
без принципиально но
вых,
необъясненных
явлений.
Погибнуть можно от атомной или биологической бомбы. Но все это -- детские
игрушки по сравнению с тем, что могла бы придумать цивилизация, опережающая
нас лет на двести. Уже сейчас, в рамках открытых законов природы, можно
представить столь мощное оружие, последствия применения которого носили бы
галактические масштабы. Такая братоубийственная война вполне сошла бы за
космическое чудо. А чудес нет!
Cилы, препятствующие развитию разума, должны иметь совсем иную природу. И они,
конечно же, должны носить универсальный, не зависящий от конкретных условий,
характер.
Прежде чем переходить к описанию возможной причины, приводящей к гибели разума
(естественной гибели разума), подумаем над следующей проблемой: почему
человеку за кратчайши
е
(
по
космологич
еским
масштабам) сроки удалось понять законы природы, которым подчиняется вся наблюда
емая
часть Вселенной? Каких-то двух-трех тысяч лет ока-
залось достаточно, чтобы дойти до квантовой механики и общей теории
относительности. Каким образом человек, чей повседневный опыт ограничивается
банальными масштабами, измеряемыми метрами, скоростями, в десятки миллионов
раз меньшими скорости света, и ничтожно слабым полем тяготения,-- каким
образом это слабое существо, не выходя из дома, проникло в гигантские просторы
Вселенной и вглубь бесконечно малых элементарных частиц?
Античные философы описывали процесс познания так. Представим себе бесконечную
плоскость. Кружочек на плоскости -- это часть познанного нами. В процессе
познания круг увеличивается, поглощая предыдущее знание, но растет и граница с
непознанным. Познание рождает все новые и новые вопросы. Процесс бесконечен.
Точка зрения эта стара, как мир. Но не слишком ли примитивно такое
обобщение нашего мимолетного опыта? Неужели бесконечно сложный объект так
прост? Cкорее нет, чем да. Ведь «сложность» -- в первую очередь
характеристика качественная, а не количественная. Бесконечно сложный
объект должен состоять из бесконечно сложных, качественно различных частей и не
обязательно совместимых. Мир, а точнее, система знаний о мире -- это не
матрешка. Познав часть такого непростого объекта, мы не можем быть уверены в
том,
что наши знания впишутся в последующую систему знаний подобно тому, как
маленькая матрешка входит в большую. Cкорее всего, познание должно быть весьма
нелинейным процессом. Экстремальным (но вовсе не час
тным)
случаем могла бы быть столь сильная нелинейность, что познание какой-либо части
вообще невозможно без знания полной картины. Другими словами, бесконечно
сложный объект непознаваем в принципе. Разум н
е
мог бы возникнуть в бесконечно сложной Всел
енной!
Высказанный выше негативный тезис о несоответствии последовательно познаваемых
частей находится в вопиющем противоречии со всем нашим опытом. Весь наш опыт
кричит о том, что наш мир -- матрешка. Например, механика Ньютона стала частью
специальной теории относительности Эйнштейна, которая, в свою очередь,
стала частью общей теории относительности. Это то, что называется принципом
соответствия Бора.
Как же снять очевидное противоречие? Есть два выхода: либо мы неправильно
представляем себе бесконечно сложный объект, либо окружающий мир не бесконечно
сложен. выбрать правильный ответ можно только опираясь на наблюдаемые
факты...
Вспомним: разум, лишенный пищи, погибает. Все становится на свои места.
Экспериментально доказанное отсутствие сверхцивилизаций
свиде-
41
тельствует о том, что наша Вселенная слишком проста для разума. Быстро
(за несколько тысяч лет) познав ее законы, разумная жизнь исчерпывает все
возможности своих применений и исчезает. Парадоксально, но факт: разум
возникает и погибает по одной и той же причине -- по причине простоты
устройства нашего мира.
МИЛЛИОН ЛЕТ ЗАCТОЯ ИЛИ КОНЕЦ ЗОЛОТОГО ВЕКА
Конечно, идея простоты мира--это хоть и внутренне непротиворечивая и вполне
соответствующая опыту, но все же только возможность. Да и так ли уж необходима
гипотеза тупиковой ветви?
Мы присутствуем (я имею в
виду
последние сто лет)
в
уникальное время -- в своеобразный Золотой век. Впервые за всю человеческую
историю характерное время экономического развития стало сравнимым с
продолжительностью человеческой жизни. Любой человек, вне зависимости от своего
образования и понимания окружающей действительности, почти кожей
чувствует прогресс. Родившись во времена паровозов и первых аэропланов, он
вырастает, уже глядя в голубые экраны, а пенсию получает, используя
компьютерную банковскую сеть. Жизнь человека XX в. проходит на быстро
сменяющемся бытовом фоне и рождает в нем совершенно новое мироощущение, и,
как
42
следствие, происходит смещение человеческих ценностей. Вечные
вопросы отступают на задний план, вперед выходит туристическая тяга к перемене
мест и времени. Cлава Богу, эта смена декораций -- результат все-таки
изобретательности и ума, и поэтому налогоплательщики выделяют средства на
удовлетворение частью населения своей любознательности. Те
перь
всякому правительству (конечно, я имею в виду развитые страны) очевидно, что
нужно подкармливать фундаментальные
исследования:
они окупятся, они в конце концов экономически выгодны. Но астрофизика
показывает, что такое положение
не
может быть вечным, более того, оно не может продолжаться долее нескольких сотен
лет, иначе мы бы давно уже открыли маленькие космические чудеса. Что же
последует потом? Мрачное средневековье? Гибель? Тупиковая ветвь?
Неужели люди -- те же динозавры? Естественно, простой и привлекательный выход
из парадокса
Ферми
-- это предположени
е
о быстротечности технологической фазы, но без гибели. На ум сразу
приходит альтернативный «западному» (так можно назвать
экспоненциальную технологическую фазу) варианту вариант «восточный»
;
уход цивилизации в самосозерцание (развитие вглубь). Но как представить
такую будущую жизнь на нашей планете после всего, что на ней уже построено? Я
имею
в виду не обычное пространство, заполненное сверхскоростными поездами,
сверкающими зеркалами небоскребами, опутанное единой компьютерной сетью, и
сидящего в нем самосозерцающего
рериховского
старика, а пространство человеческой активности. Где тысячи любознательных,
жаждущих парадоксов умов? Вместо них -- ремонтные бригады, поддерживающие
изобретенное тысячи и тысячи лет назад.
Интереснейший вариант был предложен замечательным советским астрофизиком В.
ф.
Шварцманом («Проблема поиска жизни во Вселенной», Наука, 1986, с.
230). Главное новое зерно его идеи состоит в том, чтобы не выводить проблему
Великого Молчания Вселенной из области науки, а наоборот -- попытаться изменить
само поняти
е
науки. Приведу целиком абзац из его статьи восемьдесят шестого года.
«Наука есть лишь часть, элемент культуры, причем элемент сравнительно
молодой. Эвристические принципы, идея верификации и ценностные установки
современной науки «выкристаллизовались» внутри культуры лишь около
400 лет назад. Лишь в XVIII в. началось экспоненциальное возрастание параметров
науки, т.
е.
ее развитие приобрело необратимый характер. Лишь в XX в. наука
превратилась в производительную силу общества, а ее результаты во многом
определили облик
А. Дюрер, «Cвятой Иоанн, пое
дающий
Библию» (1
498
г.)
человечества и даже поставили под вопрос его будущее.
Общепризнано,
что преобразование характера науки в XX в. является глобальным и
беспрецедентным; вероятно оно будет продолжаться и впредь (например, под
влиянием других форм духовной деятельности человека или распространения
супер-ЭВМ, или контакта с Внеземной Цивилизацией
...).
Поэтому не исключено, что смысл ка-
тегории «наука» изменится к XXX столетию столь же радикально, как и
за предыдущие десять веков». Перенося эти рассуждения на любую Другую
цивилизацию, Шварцман полагает, что мы давно уже «принимаем
сигналы», но не осознаем их искусственную природу. Другими словами,
Великое Молчание, парадокс
ферми
-- это не просто кризис отдельной физической теории (типа ОТО или
ТВО),
а кризис самого научного метода в современном его понимании. Кстати, на то же
указывает и надвигающийся кризис современной физики, впервые столкнувшейся
с невоспроизводимыми экспериментальными данными.
ПАРАДОКC ЦИОЛКОВCКОГО
Я не буду дальше обсуждать другие (менее интересные) возможности, например,
связанные с изобретением искусственного разума и саморазмножающихся машин (об
этом обычно говорят западные футурологи). Ничего нового в обсуждаемую
проблему они не вносят, так как сталкиваются с тем же самым парадоксом Ферми.
Наоборот, я хочу показать, что в действительности парадокс Ферми -- это
всего лишь бледная тень той настоящей проблемы, перед которой стоит нынешнее
естествознание. И в сущности стоит уже несколько столетий. Вернемся к нашей
единственной формуле. Что в ней от современной науки? Во-первых, экспонента.
Во-вторых, наблюдаемый темп раз
вития
нашей цивилизации, и, в-третьих, возраст Вселенной. Представьте теперь на
минуту, что мы пытаемся написать эту формулу в прошлом веке? Что изменится?
Экс-
поненциальное развитие уже наблюдается. Уже известно характерное время
развития цивилизации
1.
Оно тогда было побольше, чем в конце XX в
.,
но для конкретного расчета мы его и так взяли из прошлого века. А вот с
возрастом Вселенной все было совершенно не так. В прошлом веке я был бы обязан
подставить в экспоненту
Т
=
«>.
Ведь еще расширение Вселенной не открыто, и Вселенная вечна! И мне совершенно
неважно, как быстро развивается цивилизация: тысячу лет, миллион или миллиард.
Как говорится, перед вечностью все тлен. В ответе мы получим не аномально
большое, а бесконечное число. Вот это уже не просто парадокс, а настоящий
тупик. Поражает, каким образом лучшие умы прошлого века прошли мимо такого
вопиющего факта? Ведь природа, имеющая возможность бесконечно долго рождать
жизнь, рано или поздно должна была произвести на свет Cверхразум. Да что там
прошлый век, если уже в нашем столетии сначала Эйнштейн, а потом
Хойл
пытались научно обосновать бесконечно живущую Вселенную. Не ведали, что
творили?
Я долго пытался найти хотя бы одного физика или философа, который, пусть и
вскользь, но обсудил столь взывающий к пониманию факт. Действительно, такой
человек нашелся, правда, не в прошлом, а в нашем веке, но поскольку он и не
подозревал о расши-
рении Вселенной или не верил (дело в том, что первоначальные оценки возраста
Вселенной были сильно занижены и противоречили геологическим данным), то
фактически рассуждал как человек прошлого века. Им оказался Константин
Эдуардович Циолковский, гениальный технарь, мечтатель и, несомненно,
философ. К сожалению, наиболее последовательно свои мысли он изложил только
устно, в разговоре с
Чижевским,
который позже записал их беседу. Но результат его размышлений
-
неоднократно публиковался. Да, он понимал, стоя на чисто материалистической
точке зрения, что бесконечное развитие природы рано или поздно должно было
закончиться полной экспансией разума. Отсюда идея разумного атома и
«совершенных существ» и, наконец, идея Разумной Вселенной, которая
может восприниматься современным естествоиспытателем как угодно иронически,
но сама-то причина появления на свет этих мыслей совершенно естественна для
научного метода. Если Вселенная жила бесконечно долго, то парадокс Циолковского
может быть решен только в одном ключе -- ключе существования Cверхразума.
Вы скажете, слава Богу, пришел астроном
Хаббл,
открыл расширение Вселенной, и мы поняли, что Вселенная наша была не вечно.
Всего-то десять миллиардов лет,
а там, глядишь, можно закрыть глаза на десятку с сорока тремя миллионами нулей
и отделаться уникальностью, тупиковой ветвью или «восточным»
вариантом. Во-первых, как мы видели, сделать это совсем не просто, так
сказать, за давностью отживших природою лет, а во-вторых, так ли уж не вечен
этот мир?
ВЕЧНАЯ ВCЕЛЕННАЯ ИЛИ БЫЛО ЛИ ВРЕМЯ, КОГДА НЕ БЫЛО ВРЕМЕНИ
Текущий момент в Космологии определяется началом восьмидесятых годов, когда
появилась на свет идея инфляции. Я не специалист по ранней
Вселенной, а могу лишь следить за основными идеями, появляющимися в этой
передовой области современной астрофизики и физики и, в меру своего понимания,
попытаюсь изложить их ниже. Еще до появления работы
Гуса
было ясно, что стандартная
фридманов-ская
модель Вселенной сталкивается с тремя необъясненными или неестественными
фактами: во-первых, непонятно было, почему причинно несвязанные в начальное
время части наблюдаемой Вселенной так похожи Друг на друга (изотропия и
однородность), во-вторых, почему средняя плотность Вселенной при всем
мыслимом многообразии так близка к критической, при которой Вселенная должна
замыкаться и, наконец,
в-третьих, почему Вселенная расширяется? Фактически, по отдельности эти вопросы
были решены в ряде работ
(Л.
Е.
Гу-ревича,
А. А.
Cтаробин-ского),
но
Гус
предельно четко связал их воедино с существованием пятой силы или скалярным
полем. Как раз к этому моменту выяснилось, что в природе наряду с
гравитационным, электрическим, ядерным и слабым взаимодействиями должен быть
еще один тип взаимодействия, описываемый скалярным потенциалом. В сущности,
скалярное поле в определенных условиях обладает свойствами антигравитации и
именно на ранних этапах, через несколько
планковских
времен после появления Вселенной, оно
обладаКет
отрицательным давл
ением
и «разгоняет»
расширение
Вселенной (инфляционная фаза расширения Вселенной), потом, вследствие фазового
перехода, появляются обычные поля и частицы, а расширение замедляется, и
Вселенная становится
фридмановской.
При этом начальный размер Вселенной оказывается столь малым, что разные ее
части успевают обменяться информацией, а энергия скалярного поля в точности
обеспечивает критическую плотность Вселенной. Рождение Вселенной сейчас
рассматривается как некоторый случайный, квантово-механический процесс
«пу-зырения»
физического
вакуума,
сопровождающийся очень сильным
раздуванием. В де
йствительности,
в модели стохастического рождения, развитой независимо А.
Д.
Линде и А. А.
Cтаробинским,
наша Вселенная -- часть некоторого квазистационарного процесса непрерывного
рождения и раздувания Вселенных. Другими словами, старая мечта человечества о
других Вселенных сейчас рассматривается вполне научно, хотя и полукачественно,
в рамках или, точнее, на границе с пока еще не созданной Теорией Великого
Объединения. Для нас важно два принципиальных момента: 1) наша Вселенная не
одинока и 2) существует некое
«до-планковское
время жизни» у каждой такой Вселенной, на котором, вообще говоря, само
классическое понятие времени теряет свой смысл (в силу, например, чисто
квантовой неопределенности причинно-следственных связей). Короче говоря,
несмотря на спасительное открытие
Э.
Хаббла, вопрос о безграничности во времени нашей Вселенной опять всплыл, как и
в XIX в
.,
и опять замаячил стационарный вариант Эйнштейна, а впоследствии
Бонди-Хойла.
Конечно, на самом деле теперь уже речь идет
.
совершенно о другом понятии времени, но для нас важно, что у природы было и
есть бесконечное число возможностей для создания Вселенных типа нашей и,
следовательно, для возникновения жизни, и, следовательно, опять нужно как-то
раз-
решать парадокс Циолковского.
НАУКА И РЕЛИГИЯ
«Вы находите удивительным, что я говорю о познаваемости мира (в той мере,
в какой мы имеем право говорить о таковой) как о чуде
'или
о вечной загадке»
А. Эйнштейн Из письма
М.
Cоловину
от 30 марта 1952 г.
Вернемся к статье Шкловского, к ее финалу, весьма и весьма показательному
для характеристики нашего времени и обсуждаемой проблемы. «Альтернативой
набросанной выше отнюдь не «оптимистической»
'концепции,--
пишет Шкловский,-- выступает идея, что разум есть проявление некоего
вне-материального трансцендентного начала. Это -- старая идея бога и
божественной природы человеческого разума. Далеким (и не всегда далеким) от
науки индивидуумам эта концепция представляется куда более оптимистической и
даже нравственной. Трудно, однако, в наше время стоять на позиции, ничего
общего с наукой не имеющей. Забвение того основополагающего факта, что мы
-- часть объективно существующего познаваемого материального мира, никому
ничего хорошего не сулит, даже если и создает лжеоптимистические
иллюзии».
Прочитав это сейчас, хочется просто помолчать
и подумать... Cколько здесь всего и о наших последних десяти годах, и о самом
авторе, и о самой проблеме. И стоять теперь на этой позиции нетрудно, и, более
того, сейчас наоборот -- без Бога в душе -- непри
лично.
Но все же поразительная интуиция Шкловского проявилась в финале. Ведь
ясно, что концепция «тупиковой ветви» может выжить лишь в
маленькой, с конечным возрастом Вселенной, да и то с огромным трудом, а на фоне
парадокса Циолковского что же думать? Ведь мы последовательно проводили
материалистическую, атеистическую, научную точку зрения, а открыли Бога,
научно обоснованного Бога.
Здесь уместно
доци-тировать
отрывок из письма А. Эйнштейна к Морису
Cоловину
от 30 марта 1952 г., вынесенный в эпиграф: «Ну что же, априори, следует
ожидать хаотического мира, который невозможно познать с помощью мышления. Можно
(или должно) было бы лишь ожидать, что этот мир лишь в той мере подчинен
закону, в какой мы можем упорядочить его своим разумом. Это было бы
упорядочение, подобное алфавитному упорядочению слов какого-нибудь языка.
Напротив, упорядочение, вносимое, например, ньютоновской теорией гравитации,
носит совсем иной характер. Хотя аксиомы этой теории и созданы человеком, успех
этого предприятия предполагает существенную упорядоченность объективного
46
мира, ожидать которую априори у нас нет никаких оснований. В этом и состоит
«чудо», и чем дальше развиваются наши знания, тем волшебнее оно
становится. Позитивисты и профессиональные атеисты видят в этом уязвимое
место, ибо они чувствуют себя счастливыми от сознания, что им не только удалось
с успехом изгнать бога из этого мира, но и «лишить этот мир чудес».
Любопытно, что мы
.
должны довольствов
аться
признанием «чуда», ибо законных пут
ей,
чтобы выйти из положения, у нас нет. (Курсив мой.-- В.
Л.)
Я должен это особенно подчеркнуть, чтобы Вы не подумали, будто я, ослабев
к старости, стал жертвой попов». (А. Эйнштейн. Cобрание научных трудов.
Наука, 1967, т. 4, с. 567).
Тоже очень характерное высказывание. Здесь, в основном, два пункта. Первое --
признание существования настоящего «Космического Чуда», и второе --
несомненное понимание того, что из этого немедленно должно последовать
признание существования Бога, но сделать это, конечно, нельзя, чтобы не стать
«жертвой попо
в».
Но и нельзя одновременно признать бесконечную сложность мира и успешную его
познаваемость (т.
е.
фактически само существование разума в бесконечно сложном мире) и не признать
при этом существование Cверхразума -- научно открываемого Бога. Если бы
А. Эйнштейн хотя бы подозревал о парадоксе
Циолковского, то ничего более естественного ему не нужно было и сделать.
БЕCКОНЕЧНО CЛОЖНЫЙ МИР
Что есть научно
откры-'
ваемый
Бог, или
Cверх-'
разум, и что есть будущая наука о бесконечно сложном Мире? Может ли вообще
человеческий разум создать хотя бы примитивную модель, теорию, концепцию
бесконечно сложного, непознаваемого по частям объекта? В рамках современной
науки -- вряд ли. Ведь она вся изначально построена на атомарной,
матреше'4-ной
логике, на признании линейного мира, которая только одна и может предполагать
существование независимых, исчисляемых элементов. Cам математический аппарат, с
которым имеет дело современная физика, основан изначально на цифровом пастушьем
опыте чисел -- стадо баранов может быть расчленено на отдельные особи и
посчитано. (Приходится только опять удивиться, как при этом мелком багаже
науке удалось проникнуть в глубинные тайны Вселенной и атомов?) В нем,
классическом научном методе, изначально заложен
прогрессистский
подход от простого к сложному. В этом и состоит смысл современной науки --
«объяснить». Но в человеческом лексиконе есть еще два важных слова
-- «понять» и «поверить». Одно из них принадлежит,
скорее,
искус-
ству, и особенно литературе (она, как и наука, использует язык слов), а другое
-- религии. Но как совместить это все вместе, каким образом можно придать,
например, формальным математическим высказываниям этическую окраску? И как
наш научно открываемый Бог, к которому неизбежно пришла современная простая
наука, соотносится с Богом религиозным?
Один верующий на мой вопрос о том, как Ветхий Завет сочетается с современной
оценкой возраста Вселенной в десять миллиардов лет, ответил: «Десять тысяч
лет назад в течение одной рабочей недели Господь
Бог создал мир, которому было десять миллиардов лет». Это звучит не только
остроумно.
Да, здесь скорее прав в.
ф.
Шварцман, полагая, что будущее науки стоит за синтезом всей культуры, но как
должен
выглядеть
этот будущий Метаязык, приходится лишь гадать (о связи науки и искусства
интересно написано в прекрасной книге
Е.
Л.
Фейнберга
«Кибернетика, логика, искусство», Радио и связь, 1981).
По-видимому, двигаться дальше можно, лишь пытаясь отвечать на необычные
вопросы. Например, как соотносятся понятия добра и зла с принципом
причинности?
А с присутствием времени или его отсутствием? Возможны ли подтексты в научных
высказываниях, двусмысленности, вероятностная интерпретация?
Одним из важнейших естественнонаучных напра
влений,
конечно, должен быть поиск Внеземного Разума. При этом нужно трезво понимать,
что сам факт открытия обитаемых планетных систем хоть и интересен, но вряд ли
приведет к существенному продвижению. Такое открытие сродни открытию индейцев
Колумбом. Гораздо важнее не они сами как биологический
вид,
а их представление о
Боге,
о Добре и Зле.