Сквозь волнистые туманы, расстилавшиеся над сентябрьским подмосковьем, неслась первая электричка. Она уверенно рассекала утреннюю прохладу и сверху казалась упрямой зеленой гусеницей, в голове которой поблескивали два удивленных глаза. Стройное, суставчатое тельце грациозно изгибалось вдоль серебристых нитей железной дороги, огибая золотистые поля с березовыми островами, поспешая привезти в столицу страшный груз третьего вагона. На последнем перед Москвой полустанке из третьего вагона вышел коротко стриженный худощавый господин в черных очках. Правая его рука была как-то неестественно отодвинута от туловища и неподвижна, будто там под мышкой он что-то прижимал. На платформе сидела нищенка с грязным мальчиком. Та, словно магнитная стрелка, провернулась вслед за ним, указуя протянутой ладонью. Неумно ранним утром искать милостыни, и следовательно, эта женщина и ее сын так тут и проспали всю ночь, а теперь уже решили воспользоваться первым прохожим. Гражданин почти скрылся в тоннеле, когда мальчик вспорхнул с острого маминого колена и быстро догнал его, схватив за локоть цепкими грязными пальцами:
- Дядь, дай денег на хлеб.
Дядя полез свободной рукой в карман.
- Не думайте, что я попрошайка - я их могу заработать, - мальчик взял неожиданно крупную купюру и сконфузился.
- Бог с ними, - великодушно бросил дядя и повернулся.
- И с нами.
- Что с нами?
- Он.
Дядя снова попытался уйти, но мальчишка продолжил.
- Я теперь тоже не верю в Бога.
Дядя с интересом повернул лицо к мальчику.
- Я много думал, и теперь тоже в Бога не верю. - повторил мальчик, пытаясь разглядеть недоумение за черными очками незнакомца.
Но истинная реакция гражданина была скрыта, ибо остатки лица вне черных стекол ничего не выражали.
- С чего ты взял, будто я не верю?
- Да вы про деньги сказали: черт с ними.
- Разве?
- Точно.
Мужчина прижал оттопыренную руку и повернулся.
- Если захотите еще поговорить, приходите, мы тут с Дашкой всегда работаем. Она под мать, я - под сына.
Дальше господин в очках вышел через тоннель к автобусным остановкам. На безлюдном фоне желтый "Икарус", окутанный клубами дизельного дыма, уютно урчал, приглашая войти открытыми дверьми. Рядом с остановкой сидела пегая, с черным в форме Латинской Америки пятном на лбу, дворняга. Гражданин потрепал ее по загривку и достал сигарету. Здесь уже выяснилось, что под курткой он прятал обычный полиэтиленовый пакет с желтым кругом на синем фоне. Собака доверчиво прижалась, заглядывая в черные, ничего не отражавшие, очки.
- Как тебя зовут?
Собака вильнула хвостом, но промолчала.
- Ты не Мескалито и там, - гражданин показал рукой на Мытищи, - не Аризона. Ты Умка. Умкой тебя зовут, - человек нарек пса и выстрелил сигаретой под автобусное брюхо.
- Мне пора.
Он запрыгнул в автобус, и собака последовала за ним. Когда автобус тронулся, гражданин снял очки и щурясь, стал смотреть на уплывающий мимо пейзаж. Сбоку пригревало последнее солнце короткого русского лета, а снизу шло собачье тепло. Он расслабился, и очки выпали из рук. Теперь обнаружилось, что с обратной стороны стекла были тщательно заклеены плотной черной бумагой. Такую применяют в фотографии, чтобы уберечь от случайного света нежную чувствительную поверхность.
Lipunov V.M.