ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ. 8 КЛАСС (рабочая тетрадь) В.Касьянов, В. Дмитриева НПО ШКОЛА, Москва, 1997 Рабочие тетради все чаще и чаще используются в процессе преподавания (и, соответственно, изучения) самых разных предметов. Здесь речь пойдет о недавно выпущенной рабочей тетради по физике и астрономии для 8 класса. Тетрадь построена по стандартной схеме учебника для 8 класса: Тепловые явления, Электрические явления, Элетромагнитные явления, Световые явления. Единственным отличием является непонятная и неудачно сделанная астрономическая добавка в конце тетради. Правда, остается непонятным, для какого же конкретно учебника создавалась эта тетрадь. Дело в том, что делать "тетрадь вообще" дело достаточно бессмысленное, хотя бы по причине возможного дублирования заданий в учебнике и в тетради, или наоборот из-за возможности существенных несовпадений материалов. В идеале тетрадь должна создаваться если и не самими авторами соответствующего учебника, то по-крайней мере в тесном контакте с ними. Тетрадь хорошо оформлена, однако не совсем ясно кем, т.к. на первой странице указана одна фамилия художника, а на последней к ней прибавлена другая. Авторы и художники не стали экономить место в ущерб наглядности и удобству, что можно только приветствовать практически в любых учебных пособиях. К недостаткам следует отнести отсутствие содержания, отсутствие нумерации формул, рисунков и тестов. Кроме этого, отстутствуют таблицы с данными, которые требуется знать при выполнении тестов и заданий (предполагается, что дети должны брать их из учебника? тогда из какого? и может быть просто нужно добавить ссылки или сами таблицы для "существенной экономии времени"?). В одном из заданий авторы требуют от школьников знания неиспользуемой в 8 классе формулы (E=mgh), так что, возможно, потребуются дополнительные разъяснения учителя. В тетради 74 параграфа (127 страниц), и все эти 74 параграфа посвящены физике. Астрономии отводится последние 4 страницы - один единственный тест. Кроме этого теста астрономия никак больше не появляется на страницах тетради (кстати, нет ее и стандартном учебнике для 8 класса). Зачем же тогда давать тетради название "Физика и астрономия", что намекает на хотя бы примерно равные их доли в объеме тетради? Вспоминаются дешевые котлеты из рябчиков с добавлением конины в пропорции 1 рябчик - 1 лошадь. Зачем вообще добавлять такой тест без каких бы то ни было других, учебных, заданий? В тесте 15 вопросов, два из которых совпадают. Вопросы вызывают вопросы. Часто хочется выбрать вариант "среди ответов нет правильного". Вопросы очень "мелочные": "сколько суток длится год на Венере", "во сколько раз температура солнечной короны больше температуры протуберанца". В общем, астрономический тест совершенно "смазывает" впечатление от тетради, и представляется совершенно неуместным. В дальнейшем речи о нем не будет. Вопросы по физике куда как более интересны. Некоторые из них заставляют вспомнить книгу "Физический фейерверк", а это уже немало. Возможно, что над некоторыми и некоторым учителям придется подумать. Тем интереснее! Иногда, конечно, попадаются несовсем корректно поставленные вопросы, но объясняется это скорее уровнем изложения-- все тонкости восмиклассникам не объяснить. Так что иногда хочется выбрать вариант "среди ответов нет правильного", хотя понятно, какой ответ ждут от школьника. В этой же серии выходят рабочие тетради и для 7, 9, 10, 11 классов (плюс отдельная тетрадь по астрономии, хочется верить, что там все будет с астрономией в порядке). В связи с этим можно порассуждать на тему нужны ли вообще все эти тетради. Как мне представляется, если речь не идет о существенном упрощении (примитивизации) преподавания физики, то в старших классах такие тетради не нужны. Старшие классы стоит хотя бы частично воспринимать, как подготовку к высшей школе, а тут не место рабочим тетрадям, по-крайней мере в их современном виде. С другой стороны тетради для 7-8 классов очень полезны, и обсуждаемая тетрадь относится как раз к их числу. Они здорово помогают научить аккуратности и лаконичности (нельзя растечься мыслью по древу, если отведено всего две строчки). Увидев, как удобно работать, когда задача аккуратно записана в правильной форме, ученик (хочется верить) и в дальнейшем будет сам более аккуратен. Вот это действительно будет экономить время и учеников и преподавателей в будущем. канд. физ-мат наук Попов С.Б. ГАИШ МГУ, школа N548